Детская группа 7-9 лет
Первый блок "Я - особенный" направлен на развитие глубинного чувства «Я-хороший». На занятиях дети приобретают уникальный опыт поддерживающего, одобряющего, понимающего отношения к себе, получают возможность экспериментировать, открывают свои ресурсы, таланты и способности. Они узнают, что их внутренний мир также важен, как и успехи.
В первой части программы «Я - особенный» дети учатся:
- понимать себя и свои желания
- опираться на свои сильные стороны
- принимать себя и других
- владеть своими эмоциями
- выстраивать отношения с людьми – знакомиться, проявлять инициативу, сотрудничать, дружить
- просить и получать помощь и поддержку
- проявлять активность и выражать свои мысли так, чтобы его услышали
Такие представления о себе необходимы, чтобы занять свое место в жизни, стать самостоятельными и уверенными в себе людьми.
Жизненные навыки: Нравится - не нравится в моей жизни
Детская группа 7-9 лет
Эта тема – естественное продолжение темы «Я - особенный», в рамках которой был сделан акцент на безусловной ценности каждого ребенка.
Дети научились понимать свои чувства и чувства окружающих. Они поняли, что делиться ими волнующе, иногда страшновато, но это правильно, так как помогает разрешать недоразумения, улучшать отношения друг с другом.
Следующий шаг программы позволяет детям понять свои «нравится-не нравится». Дети учатся открывать свое сердце тому, что они любят, выражать свое недовольство, злость без причинения вреда себе и другим, находить интересное в нелюбимых ситуациях.
Ребята узнают, что быть в разных настроениях (плакать, смеяться, злиться, радоваться) – нормально. Они начинают чувствовать: «Моя жизнь имеет ценность». Такой подход в будущем поможет облегчить груз обязательств, так как ребенок может найти в них множество приятных сторон.
В результате прохождения этого блока программы дети научатся:
- доверять своим чувствам, различать и выбирать то, что нравится именно им;
- владеть своими эмоциями, особенно неприятными – страхом, злостью, обидой;
- признавать свои ценности и находить время для того, что нравится;
- воспринимать себя и свою жизнь как то, что имеет большую ценность;
- найти «нравится» в том, что делать нужно, хотя и не хочется.
Жизненные навыки: Дружба
Детская группа 7-9 лет
Тема «Дружба» посвящена двум основным человеческим способностям: умению устанавливать отношения с людьми и умению эти отношения сохранять.
В результате прохождения этих занятий дети осваивают важные умения для эффективного и доброжелательного общения:
- умение выстраивать отношения с людьми – знакомиться, проявлять инициативу, сотрудничать, дружить;
- умение решать конфликтные ситуации и вести себя в них достойно;
- умение противостоять давлению сверстников – говорить «нет!»;
- умение проявлять активность и выражать свои мысли так, чтобы его услышали;
- умение просить и получать помощь и поддержку;
- умение правильно критиковать и реагировать на критику.

Жизненные навыки: Толерантность. Я и другой. Мир начинается с меня.
Детская группа 7-9 лет
Эта тема знакомит детей с понятиями толерантности, т.е. терпимости к другому, не похожему на остальных. Занятия учат ребят принятию и уважению по отношению к тем, кто отличается от них.
В ходе прохождения этого блока дети учатся:
- сочувствию к человеку, оказавшемуся в ситуации непринятия и отвержения
- принимать свою неповторимость и непохожесть на других
- быть чуткими, отзывчивыми к окружающим
- находить внутренние сходства с людьми, которые внешне могут отличаться
- сохранять мирные и доброжелательные отношения с разными людьми.
Жизненные навыки: Ответственность: шаг за шагом.
Детская группа 7-9 лет
В этой теме мы будем подробно рассматривать понятие ответственности. В ходе занятий ребята приходят к пониманию, что в безответственном мире было бы плохо жить. У ответственности есть особенность – она тяжела, но без нее жизнь становится небезопасной и непредсказуемой.
Дети постепенно осознают признаки принятия ответственного решения.
Дети понимают, только я сам могу решить делать то, что я умею или не делать это.
Когда я беру ответственность и несу ее честно, я могу многое изменить в своей жизни.
Так же мы рассматриваем три вида ответственности – то, что важно лично для меня, для другого человека, для всей школы или класса. В рамках программы дети получают возможность сравнить тяжесть ответственности ребенка и взрослого ( «мамина ответственность», «моя ответственность»)
Опыт, получаемый на занятиях, позволяет снизить тревожность, которая возникает у детей, если они берут на себя какое-то сложное дело. Мы знакомимся со способом выполнения сложных поручений (планирование деятельности, подготовка проектов, разбиение сложной задачи на более простые выполнимые шаги).
Занятия по данной теме особенно рекомендованы:
- Ребятам, которых сложно соблюдать договоренности
- Неуверенным в своих силах детям
- Тем, у кого есть трудности с выполнением режима дня или других обязательств
- Всем, кто хотел бы большей социальной активности среди сверстников и в школе
Младшая подростковая группа 10-11 лет
В рамках первого блока «Я-ты-группа» мы решаем несколько важных задач: создание атмосферы психологической безопасности, создание сплоченной группы. В этом блоке, как в лоскутном одеяле, собраны те идеи, умения, благодаря которым можно будет обращаться к другим более сложным темам программы «Жизненные навыки».
Темы занятий:
1. «Правила и безопасность. Знакомство»
2. «Наши чувства. Говорим о чувствах»
3. «Мое тело. Личное пространство»
4. «Какой я? Я и мой мир»
На первом занятии мы знакомимся и принимаем правила. Затем изучаем собственные чувства, учимся их понимать, обнаруживать в теле, распознать по мимике и говорить о них окружающим. Мы осваиваем навык «Я-высказывания», что является одним из эффективных способов сказать о своих чувствах и выйти из конфликтной ситуации.
Одно занятие отводится на исследование своего тела, поскольку в этот период появляются изменения и первые признаки взросления. Часть занятия посвящаем теме безопасного места и личных границ. В заключении ребята делают коллаж, что позволяет подросткам обратиться к своему внутреннему миру, повысить уверенность в себе и самооценку.
Навыки, над которыми мы непосредственно работаем на занятиях:
- Умение следовать правилам
- Умение принимать комплименты
- Умение говорить о себе перед группой людей
- Умение распознавать собственные чувства
- Умение выражать чувства
- Умение распознавать чувства другого
- Умение осознавать границы своего пространства
- Умение защищать свое пространство
- Умение уважительно относиться к границам другого
- Умение презентовать свою работу группе
- Умение задавать вопросы
- Умение вступать в обсуждение
- Умение выражать симпатию
- Умение взять на себя ответственность
- «Учимся общаться»
- «Конфликты: конкуренция или сотрудничество»
- «Я — взрослый? Ответственность»
- «Наши сильные чувства»
Жизненные навыки: Я учусь общаться
Младшая подростковая группа 11-13 лет

Мы начинаем работу с занятия, посвященного вербальному общению. Задача - дать ребятам возможность на своем опыте испытать, как возникает непонимание между людьми, как может искажаться информация. Подростки учатся понимать, какие барьеры в общении возникают, как можно с ними справиться, и кто ответственен за возникающее непонимание.
От темы барьеров в общении мы переходим к общению в паре. У ребят появляется возможность пережить опыт доверия партнеру по общению. Мы учимся прислушиваться к себе и понимать свои желания во взаимодействии с другим человеком. Учимся прислушиваться к другому, стараемся понять его чувства, желания. Учимся доверять себе и партнеру.
Так же ребята получают опыт невербального взаимодействия, учатся понимать сигналы своего тела и тела партнера по общению. Мы наблюдаем разнообразие языка тела и то, как много дают его сигналы для понимания другого человека.
Предварительная запись здесь.
Жизненные навыки: Конфликт: конкуренция или сотрудничество?
Младшая подростковая группа 10-11 лет
На протяжении работы по этой теме мы будем заниматься формированием и развитием навыка разрешения конфликтов. Основная задача – дать понять ребятам, что у другого человека есть своя цель. Если он делает то, что тебе мешает, он делает это не для того, чтобы помешать тебе, а только для того, чтобы добиться своей цели, которая отличается от твоей.
Вместе мы рассматриваем разные стратегии поведения в конфликтах, и учимся выбирать для каждого свои. В ходе искусственно созданных конфликтных ситуаций ребята могут опробовать старые и непривычные стратегии поведения. В результате у подростков появляется новый опыт проживания конфликтных ситуаций и выхода из них.
Навыки, над которыми работаем:
- умение распознавать свои чувства и чувства другого
- умение проявлять инициативу
- умение отстаивать свои интересы мирным путем
- умение выражать свое недовольство
- умение контролировать эмоции
Для кого эта программа?
Программа направлена на поддержку тех детей, которые испытывают трудности в поведении, в общении со сверстниками и взрослыми, но также будет полезна детям, которым интересен их внутренний мир и которые хотят интересно провести время в дружной компании.В результате прохождения программы:
- дети учатся слушать друг друга, поддерживать и понимать друг друга;
- развивается способность работать в группе, уважать свои и чужие границы;
- формируется умение осознавать свои чувства, переживания и потребности, контролировать злость, гнев;
- совершенствуются коммуникативные навыки;
- повышается самооценка, уверенность;
- ребенок получает опыт уважительного взаимодействия, принятия своих переживаний, мыслей, чувств сверстниками и взрослыми;
- решаются проблемы дисциплины и внимания.
Длительность и формат:
Курс занятий состоит из 4 блоков по 2 занятия. Занятия проходят 1 раз в 2 недели.Программа составлена так, чтобы в начале каждого цикла могли присоединяться новые участники, а «стареньким» было по-прежнему интересно. Поэтому занятия никогда не повторяются, а с каждым новым блоком темы расширяются и углубляются, рассматриваются в других аспектах.
Заявленные темы будут разбираться на протяжении всего курса, и могут быть изменены в соответствии с пожеланиями участников.
Что необходимо для занятий:
1. Свободная и удобная (но не спортивная) одежда, сменная обувь.Лучше, если одежда будет «двухслойная»: футболка или легкая блузка и кофта.
В этом случае ребенок сможет регулировать свое состояние (жарко, холодно) в зависимости от вида деятельности.
2. Что-нибудь к чаю, рассчитанное на всех участников группы: печенье, сушки, фрукты.
Просьба приносить немного еды (1 позиция), но чтобы хватило всем.
Дети этого возраста редко любят чай, к тому же он горячий.
Лучше приносить индивидуальное питье (сок, молоко и т. д. ) в маленьком пакетике.
3. Фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши.
Мы предоставляем эти материалы, но хорошо, если они будут у вашего ребенка.