Жизненные навыки
Программа для детей 7-9 лет
Программа для младших подростков 9-12 лет
Школьное образование направлено на развитие интеллекта. У учителей не хватает ни времени, ни знаний, чтобы учить детей важным жизненным навыкам. Но для счастливого и успешного будущего необходимо уметь планировать, ставить и достигать цели, управлять эмоциями, понимать чувства свои и окружающих, уметь знакомиться, поддерживать дружеские и партнёрские отношения, разрешать конфликты конструктивным способом, быть ответственным и уверенным человеком.
Комплексная программа "Жизненные навыки" — это недостающее звено в системе школьного образования.
В результате прохождения программы дети:
- учатся работать в команде, уважать свои и чужие границы,
- слушать, поддерживать друг друга,
- понимать свои и чужие чувства, конструктивно их выражать и контролировать.
- повышают самооценку и уверенность в себе,
- совершенствуют навыки общения,
- получают опыт уважительного взаимодействия, принятия своих переживаний, мыслей, чувств сверстниками и взрослыми.
Эти умения развиваются и закрепляются постепенно, причем разным детям нужно разное количество времени.
Минимальное время при регулярных занятиях - полгода.
Длительность и формат:
Программа состоит из 4 блоков по 2-4 занятия, которые проходят один раз в 2 недели. Каждая встреча состоит из двух частей по 45 минут. В перерыве проводится чаепитие, которое является частью программы. Дети учатся самостоятельно и вместе накрывать на стол, выбирать место для своего блюда, представлять его группе. По окончании второй половины занятия — время для свободных игр детей. Игры — неотъемлемая часть занятий, во время игры дети закрепляют полученные на занятиях навыки в обычной жизни, к тому же современные дети практически не играют.
Таким образом, занятие делится на 4 части: 45 минут длится первая половина занятия, 20 минут — чаепитие, 45 минут — вторая половина, 40 минут для игр.
Для занятий необходимо:
- свободная и удобная одежда, сменная обувь
- что-нибудь для чаепития, рассчитанное на всех участников: печенье, сушки, фрукты. Просьба приносить немного еды (1 позиция), но чтобы хватило всем.
Ведущая: Мария Фурсова, детский психолог.
1. Я - особенный. Мои чувства.
- Осознание собственной уникальности и принятие своих особенностей.
- Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Внимание к своим чувствам и опора на них.
2. Нравится - не нравится в моей жизни. Гнев. Страх. Что с ними делать?
- Способы выразить свои чувства без причинения вреда себе и другим.
- Умение признавать свои ценности и находить время для того, что нравится.
- Умение найти нравится в том, что делать нужно. Умение взять ответственность.
3. Дружба. Отношения. Знакомство.
- Навыки знакомства, вхождения в группу.
- Умение оказать и принять помощь.
- Что мешает дружбе? Что делать, когда дразнят?
- Ценность дружеских отношений.
- Умение прекратить отношения, которые не устраивают.
4. Толерантность. Я и другой, не похожий на меня?
- Умение принять того, кто не похож на меня.
- Признание своей уникальности и уникальности другого.
- Работа со страхом не похожих на меня людей.
- Что делать, когда я не такой, как все?
Начало программы: по мере набора группы.
Количество мест в группе: 6-8 чел.
Формат: воскресенье (14:00-16:30) - группа 7-9 лет.
Программа для младших подростков 9-12 лет:
1. Я-ты-группа.
Данный блок - это фундамент программы "Жизненные навыки", в котором собраны базовые навыки и умения.
Мы начинаем со знакомства с чувствами, умения обнаружить их в теле и рассказать о них, развиваем навык говорить о себе перед группой.
Уделяем внимание теме: "Мое тело". В возрасте 9-12 лет тело начинает изменяться, вызывая интерес и волнения у ребят.
Мы предлагаем рассмотреть свое тело как мир со своей картой, законами, неизведанными и ресурсными территориями.
Учимся вместе с ребятами осознавать, что мне нравится, а что не нравится; чувствовать собственные границы и уметь их защищать, уважительно относиться к границам другого.
2. Учимся общаться.
В ходе занятий этого блока ребята:
- пробуют разные модели общения («снизу», «сверху», «на равных»),
- укрепляют доверие друг к другу,
- развивают умения эффективно взаимодействовать в команде, слушать и слышать другого, делать так, чтобы слышали тебя.
3. Конфликты: конкуренция или сотрудничество.
На этом этапе мы будем:
- развивать навык разрешения конфликтов,
- разбирать причины напряженных ситуаций и возникающие чувства.
- рассмотрим стратегии поведения в конфликтных ситуациях,
- потренируем конструктивные способы выхода из конфликтов.
4. Я - взрослый? Ответственность.
Тема про взросление, знакомство со взрослым миром:
- ценности и трудности мира взрослых;
- в чем ты уже взрослый, а в чем — еще нет?
- умение разумно брать ответственность, ставить цели и достигать их.
5. Тайм-менеджмент для детей: Планируй и действуй.
Жизнь детей наполнена множеством дел: школа, кружки, спорт, репетиторы, изучение языков, хобби, встречи с друзьями.
А ещё нужно есть, спать, отдыхать. Успеть все непросто.
Поэтому уже со школьных лет стоит научиться планировать и управлять своим временем.
В результате прохождения тренинга ребята научатся:
- ценить время и разумно его использовать
- планировать свою жизнь: ставить цели на год, на месяц, на неделю, на день
- контролировать выполнение плана
- успевать делать уроки, заниматься дополнительными занятиями и отдыхать
- пользоваться простыми и эффективными инструментами планирования.
6. Мир чувств. Как управлять эмоциями.
Умение понимать собственные эмоциональные состояния и состояния другого человека необходимо
для построения гармоничных отношений с самим собой и другими людьми.
На занятиях ребята будут учиться:
- распознавать свои чувства,
- разумно взаимодействовать с ними,
- принимать и безопасно выражать их.
Начало программы: по мере набора группы.
Количество мест в группе: 6-8 чел.
Формат: воскресенье (11:00-13:30)